коносамент

Коносамент занимает уникальное положение в праве международной торговли. Обычно он описывается как документ, выполняющий, три важнейшие функции, а именно:  

  • Удостоверяет, что товар, указанный в коносаменте, был передан для перевозки или, иными словами, что продавец выполнил свое обязательство (так называемая функция "расписки", receipt function);
  • Удостоверяет условия договора перевозки посредством напечатанных условий в самом коносаменте или посредством ссылки на общие условия перевозчика во время заключения договора (функция "подтверждения условий договора", evidence of contract terms);
  • Дает владельцу документа право контроля и передачи, таким образом, что владелец коносамента является единственным лицом, которое имеет право давать инструкции непосредственно перевозчику во время нахождения товара в пути и получать товар в пункте назначения (так называемый "титульный документ", document of title, или функция "оборотоспособности", transferability).

Последняя из функций, в особенности, отличает коносамент от других транспортных документов, таких как транспортная накладная для дорожной или воздушной перевозки товаров, в которых просто указывается лицо, уполномоченное на получение товаров в пункте назначения (ср. тот же самый метод для именных коносаментов, используемый в Соединенных Штатах).

Причина, по которой для любой морской перевозки товаров был необходим такой особенный документ как коносамент, объясняется тем фактом, что только во время такой перевозки товар фактически продается во время транспортировки. Поэтому необходимо иметь документ, который не только дает право получать товар первоначальному покупателю, но также предоставляет ему возможность передать такое право следующим покупателям. Это было бы невозможно без титульного документа, такого как коносамент.

В некотором смысле, когда товар продается во время его транспортировки, такая продажа обычно принимает форму переуступки первым покупателем последующему покупателю путем передачи прав первого покупателя по договорам перевозки и страхования, соответственно. Как уже было сказано, это также объясняет довольно странный феномен, что риск потери или частичного повреждения товара может перейти к покупателю уже в тот момент, когда они переданы перевозчику, хотя в случае купли-продажи груза в пути следования это происходит до того, как будет заключен договор. В таком случае это является не куплей-продажей самого товара, а скорее документов, представляющих такой товар.

В Правилах Инкотермс 2010 теперь прямо зафиксировано, что продавец в рамках условий для морской перевозки может взять на себя обязательство не только поставить товары для отгрузки, но также и обеспечить предоставление товара поставленного таким образом.